Западнодвинского муниципального округа
24 ноября 2023
Ежегодно в конце ноября отмечается Международный день отказа от покупок, призывающий людей к повышению культуры осознанного потребления.
Акция проводится в знак протеста против сверхпотребления.Непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса, когда покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом – называется ониоманией. Данный термин был введен еще в конце XIX века.
В настоящее время появление возможности приобретать товары дистанционно, изобилие товаров на полках магазина и возможность оплачивать такие покупки без использования собственных (накопленных средств), подталкивает покупателей к совершению ими необдуманных покупок без объективной на то причины.
Для возможности осознания необходимости в приобретении тех или иных товаров, в знак протеста против сверхпотребления и введен Международный день отказа от покупок, а Роспотребнадзор, в свою очередь, разъясняет следующие права потребителей, связанные с приобретением товаров ненадлежащего качества дистанционным способом.
Права потребителя при приобретении товаров дистанционным способом регулируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее - Закон), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.
В ст. 26.1. Закона предусматриваются последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом, которые устанавливаются общими положениями ст.ст. 18 - 24 Закона.
Согласно данным нормам потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю в письменной форме информация о порядке возврата товара.
Таким образом, в случае обнаружения в товаре недостатков целесообразно обратиться к продавцу, желательно в письменной форме, по тем реквизитам, которые указаны на сайте Продавца, и заявить одно из вышеуказанных требований.
Заявленные требования потребителя предъявляются в течение гарантийного периода и рассматриваются в сроки, установленные ст.ст. 20-22 Закона.
Управление Роспотребнадзора по Тверской области напоминает, что в соответствии со ст.17 Закона защита прав потребителей осуществляется судом.
Для получения бесплатной консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр для потребителей по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д. 13 с 9.00 до 17.00 (без перерыва на обед) или по телефону (4822) 32-00-02.